Это входное устройство газовоздушного тракта (любых промышленных установок), для всасывания газа или атмосферного воздуха. На реактивных самолётах это канал, через который подводится воздух к двигателю.
Где располагаются воздухозаборники?
На реактивных самолётах, встречается самое разнообразное расположение воздухозаборников (далее ВЗ), начиная от подфюзеляжных, кончая расположением на киле или чуть ниже.
Существуют ли разные типы воздухозаборников и как их отличить вообще?
В основном, существуют два вида, это дозвуковые и сверхзвуковые ВЗ. Дозвуковые ВЗ, зачастую выглядят дуто, кругловато, имеют сферическое сечение, а так же гладкие кромки передних обечаек. Сверхзвуковые легко отличить, они выделяются очень острыми кромками обечаек, и часто встречаются, со специальным конусом внутри. Ими оборудованы любые военные сверхзвуковые самолёты.
В чём особенности сверхзвуковых ВЗ, для чего их разработали?
Их разработали для полётов на больших сверхзвуковых скоростях. Дело в том, что двигатели (смотрите FAQ-компрессоры ГТД) не могут принимать сверхзвуковые потоки набегающего воздуха. Это чревато помпажом и выходу из строя силовой установки. Что бы подобного не происходило, в сверхзвуковых ВЗ установили так называемый «клин торможения». Типичный пример, самолёт МИГ-21. У него спереди, торчит зелёный конус. В современных истребителях и особо крупных «сверхзвуковиках», ВЗ имеют квадратную форму, коробчатого типа. Клин торможения в них, представляет выдвижные панели, которые опускаются сверху по мере необходимости и тормозят поток до дозвукового в компрессор.
Почему передние обечайки воздухозаборников, практически любых самолётов, блестят?
Это специальное покрытие, так как обечайки имеют противообледенительный обогрев. Он защищает двигатели от попадания крупных кусков наледи.