Железные Монстры России - Светофорная сигнализация и движение поездов
Меню сайта
Статистика
Наша кнопка

 
Реклама:
 
Воскресенье, 26.02.2017, 08:31

Светофорная сигнализация и движение поездов

Что такое СЦБ?
СЦБ расшифровывается как Сигнализация Централизация Блокировка. В её состав входит светофорная сигнализация, управление стрелочными переводами, некоторыми элементами электроснабжения и другими подобными средствами регулировки движения на железнодорожном транспорте.
Что такое служба движения и кто такие движенцы?
Служба движения (сокр. ДС) это совокупность работников железнодорожного транспорта, которые обеспечивают движение поездов и пропускную способность железной дороги путём управления с пультов, устных указаний и согласно графикам движения. Этих работников обычно  и называют «Движенцами».
Что является основным средством регулирования движения на железных дорогах России и стран СНГ?
Светофорная сигнализация.
Почему светофоры называют семафорами?
Это неправильное понятие, в котором ошибаются многие люди, пытающиеся что-то рассуждать о жд транспорте. Дело в том, что светофор и семафор – принципиально разные приборы сигнализации. Сейчас на жд используются только светофоры. А семафоры применялись ещё до начала 50-х годов 20 века.
Чем отличается семафор от светофора?
Семафор представляет собой мачту, с закреплёнными на ней поворотными элементами (крыльями) подачи визуального сигнала. Обычно на семафорах РЖД имеются 1 или 2 крыла. В светлое время суток, машинист определяет сигнал только визуально по цвету крыла и его положению (опущено или поднято). В тёмное время суток крылья подсвечиваются лампочкой соответствующего цвета огня.
Светофор представляет собой мачту с закреплённой на ней линзовой головкой, в которой имеются 2 или 3 линзы. Линзы постоянно испускают свет от лампы накаливания или светодиодов, вне зависимости от времени суток, тем самым создавая постоянный, хорошо видимый сигнал машинисту.
Применяются ли в 21 веке семафоры?
Да, на малодеятельных промышленных участках путей не общего пользования. Инструкция сигнализации Российских железных дорог (ОАО РЖД) предусматривает применение семафоров.
Какие не световые сигналы существуют на железных дорогах России и дорог СНГ?
Ручные, визуальные и звуковые сигналы. Они могут быть как постоянно закреплённые на месте, так и подаваемые работниками ДС по мере необходимости.
Имеют ли различия сигнализации РЖД и дорог СНГ?
В целом почти нет, но есть некоторые «местные» переделки, которые утвердили в структуре жд транспорта каждая страна.
Кто непосредственно руководит движением поездов на железной дороге?
Центральный поездной диспетчер (далее ДНЦ) данного участка дороги.
Какова основная работа ДНЦ?
ДНЦ организовывает график движения поездов согласно расписанию реального времени в течении своей рабочей смены. Он назначает и отменяет разные поезда, организовывает ремонт пути - «Окна» в движении поездов, так же следит за выполнением графика движения поездов всеми участниками движения на его участке обслуживания.
Кто руководит движением поездов и манёвров на станциях?
Почти на всех станциях, имеются дежурные по станции (далее ДСП), их рабочая смена аналогичная ДНЦ. ДСП станции ответственен только за свою обслуживаемую станцию. По указаниям ДНЦ участка, он организовывает работу и движение по своей станции, сквозной пропуск поездов, обеспечение манёвров и управление всеми средствами СЦБ своей станции.
С помощью чего ДСП станции управляет светофорами, стрелочными переводами и где он находится?
ДСП находится на стации в специальном здании, именуемом как «Пост ЭЦ». Пост ЭЦ представляет собой небольшое здание (от 1 до 3 этажей) в котором располагается релейное оборудование СЦБ, элементы управления светофорами и стрелочными переводами. Управление стрелками и светофорами, ДСП осуществляет с помощью своего рабочего пульта, полностью завязанного с централизацией и релейным оборудованием. Так же ДСП станции руководит движением по радиосвязи, передавая указания машинистам. Иногда ДСП может передавать указания со своего рабочего места по громкой парковой связи, некоторым другим работникам станции.
Правда ли так опасно попадание в стрелку людей и животных, что поезд их переедет?
Нет, это распространённый дилетантский миф. Дело в том, что в управлении стрелочными переводами присутствует электрический ток, подаваемый в привод стрелочного перевода. Электромотор вращающий механизм, некоторое время потребляет определённый ток. При нажатии ДСП кнопки перевода стрелки, амперметр тока перевода, на её пульте, покажет ток потребления на небольшое время, секунды на 2-3. Если амперметр продолжает показывать большой ток в течении большего времени, есть вероятность, что стрелка не может перевестись из-за попадания между остряком и рамным рельсом, постороннего предмета. В этом случае ДСП извещает по рации уполномоченных работников пути, что бы они пошли к стрелочному переводу и проверили в чём дело. Пока не переведён нужный стрелочный перевод, ДСП станции не сможет приготовить маршрут приёма поезда и он не поедет, так как ему будет дано запрещающее показание светофора.
Создают ли снежные заносы, проблемы при переводе стрелок?
Несомненно. При наличии сильного гололёда, снежных покровов, это может заблокировать подвижную часть стрелочного перевода и она будет «заморожена». До этого как правило стараются не доводить, так как в сильную непогоду, на станции дежурят работники пути, периодически или по указанию ДСП, очищающие стрелки.
Что такое автоблокировка?
Автоблокировка (сокр. АБ) это полностью автоматическое средство светофорной сигнализации и связи на жд транспорте. В её состав входят светофоры (как основное, визуальное, командное средство машинисту), электроаппаратура управления, кодово-путевые трансмиттерные элементы и некоторое другое вспомогательное оборудование.
Какие типы светофоров, применяются при автоблокировке?
Массовое применение имеют мачтовые и карликовые линзовые светофоры. В последнее время, светотехнику стали переводить с линзовых на светодиодные элементы. Мачтовые и карликовые светофоры, могут иметь самые различные варианты конфигурации.
Какие названия имеют светофоры Российских железных дорог и стран бывшего СССР?
Проходные, предупредительные (предвходные), входные, маршрутные, выходные, повторительные, заградительные, горочные, прикрытия, маневровые, въездные, групповые.
Для подробной расшифровки данных названий, рекомендуем обратиться в книгу инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ.
Чем отличается по конструкции, маршрутный светофор, от других?
Маршрутный светофор аналогичен выходному, но устанавливается не перед выходными горловинами станций, а по центру. Маршрутные светофоры позволяют совершать манёвры с одного участка станции на другой, без задействования входных и выходных светофоров. То есть упрощается работа ДСП. При этом количество маршрутных светофоров (как и проходных на перегонах), не ограничено. Большое количество маршрутных светофоров, можно встретить на очень крупных станциях, например Бекасово-сортировочное, Орехово или станции Москвы-пассажирской.
Что такое групповой светофор?
Групповой светофор позволяет отправлять поезд с одного из парковых путей. Такие светофоры применяются не часто, но иногда, для экономии ресурсов и упрощения централизации, их устанавливают в крупных парках отправления. Например такой светофор, может ограждать 10 парковых путей.  Светофор представляет собой тот же выходной или маршрутный, только имеет под головками специальный цифровой указатель из лампочек зелёного цвета. Указатель зажигает номер пути отправления, с которого ДСП станции приготовил маршрут отправляющемуся поезду.
Чем регулируется движение поездов на перегонах?
Проходными светофорами, светофорами на блок-постах или семафорами на малодеятельных путях не общего пользования.
В какой последовательности устанавливаются проходные светофоры на перегонах при автоблокировке?
Проходные светофоры, при автоблокировке, устанавливаются на расстоянии от 700, до 3000 метров, в зависимости от местных условий и типа автоблокировки. Расстояние между светофорами, называется блок-участком.
Что такое блок-участок?
Блок-участок – это расстояние между путевыми светофорами. Блок-участком может так же подразумеваться и расстояние, между станционными светофорами (входные, маршрутные и выходные).
Какие типы автоблокировки бывают?
Автоблокировка бывает двух типов: трехзначная и четырёхзначная. Трёхзначная автоблокировка, подаёт сигналы на любых светофорах:
- красный;
- жёлтый;
- зелёный.
Четырёхзначная автоблокировка, подаёт сигналы на любых светофорах:
- красный;
- жёлтый;
- жёлтый-зелёный;
- зелёный.
Для чего применяется четырехзначная автоблокировка с сигналом жёлтый-зелёный?
Такой тип применяют на линиях с очень интенсивным движением. Типичный пример – Московский железнодорожный узел на всех направлениях. Четрёхзначка помогает увеличить пропускную способность. Например на Октябрьской железной дороге, от Москвы до Санкт-Петербурга, магистраль оборудована четырёхзначной АБ. Это обусловлено скоростным движением и высокими скоростями, при которых трёхзначка не отвечает требованиям безопасности. Сигнал жёлтый-зелёный, предупреждает машиниста о свободности двух блок-участков. Однако четырёхзначная АБ сложнее и дороже в эксплуатации, поэтому оборудуют ей, только самые необходимые участки магистралей.
Для чего на входных светофорах применяется маленькая круглая, однолинзовая головка?
В этой головке зажигается мигающий лунно-белый огонь, при неисправности основного светофора. Таким сигналом ДСП станции даёт разрешение машинисту поезда, зайти на станцию при невозможности открытия основных сигналов, входного светофора. Сигнал называется «Пригласительный». Подробнее смотрите инструкцию по сигнализации.
Где применяются светофоры со светящимися зелёными полосами?
Такие светофоры применяют перед пологими стрелками, скорость следования по отклонению которых, может достигать 120 км/ч. Такие светофоры могут быть как входными, так и маршрутными/выходными.
Сколько полос обычно применяют?
При стандартных пологих стрелочных переводах, применяется только одна зелёная полоса. При этом скорость следования на боковой путь (или съезд с бокового на основной), не выше 80 км/ч. Если применяется особо пологий стрелочный перевод, тогда на светофоре устанавливают две полосы и допускают скорость следования по отклонению (или съезд с бокового на основной), до 120 км/ч. Подробности сигналов, подаваемых такими светофорами читайте в инструкции по сигнализации РФ.
Возможны ли неисправности в работе автоблокировки, светофоров и связи, насколько это опасно?
Да, несомненно неисправности существуют, но на них есть специальные пункты в инструкции по движению (ИДП РФ), которые помогают обойти опасные ситуации. К неисправностям автоблокировки, при которых движенцы прекращают действие автоблокировки относятся:
1) Погасшие огни проходных светофоров на перегоне, расположенных подряд и наличие на локомотивном светофоре, у машиниста в кабине, белого огня.
2) Наличие разрешающего показания на выходном или проходном светофоре, при фактически занятом блок-участке. Такая неисправность одна из самых опасных!
3) Невозможность смены направления движения с пульта ДСП по светофорам, на однопутных перегонах.
4) Невозможность открытия ДСП выходного светофора на перегон, на котором не имеется проходных светофоров.
При таких неисправностях движенцы закрывают работу АБ и устанавливают движения поездов по радиосвязи и специальным документам, вручаемым машинистам локомотивов.
Что касается потери радиосвязи с поездами, это крайняя редкость, но и на это имеются особые пункты в инструкции по движению.
Что такое переход на телефонные средства связи, при прекращении действия автоблокировки?
Это движение поездов по перегону до следующей станции, по документу называемому «Путевая записка» (форма ДУ-50). Записка вручается машинисту локомотива от дежурной по станции и даёт право следовать при любом показании выходного светофора этой станции, до входного светофора следующей станции. При этом показания проходных светофоров на перегоне, машинист так же имеет право не воспринимать, что бы они не показывали. Так же согласно путевой записке, ДСП станции гарантирует машинисту свободный перегон от поездов.
Что если откажут все средства связи и сигнализации?
В этом случае поезда так же могут следовать, но уже по специальному разрешению формы ДУ-56. Это бланк белого цвета с двумя красными полосами в перекрестье. Смысл движения поездов в этом случае, похож на путевую записку, но здесь работа дежурных по станциям гораздо сложнее, так как они не имеют прямой служебной связи между постами ЭЦ. Поэтому ДСП станции отправляет поезд на следующую станцию, вручая машинисту такой бланк, с дополнительным извещением соседнему ДСП, где сказано, что по прибытию к нему этого поезда, будет отправлен следующий.
Как ДСП станции узнает, что поезд прибыл на станцию, а не застрял на перегоне по каким либо причинам?
Для этого применяется метод движения поездов с разграниченным временем. Смысл заключается в том, что поезду (практически любого типа) отводится определённое время на проследования перегона, в зависимости от расстояния. При этом ДСП станции, отправляет следующий поезд, с прибавлением 3 минут ко времени, необходимому для проследования перегона. 3 минуты для надёжности.
Для чего на железнодорожных перегонах и станциях, установлено много разных железных ящиков, напоминающих холодильник?
Это релейные шкафы СЦБ. Внутри находятся разные реле, резисторы, трансмиттерные элементы и много проводов.
Что за странные небольшие коробочки чёрного цвета, разбросаны по путям и имеют приваренный к ним штырь с флажком?
Как правило, это путевые дроссель-трансформаторы и некоторые релейные элементы. Флажки приваривают к ним для того, что бы зимой в сильные заносы, легко было их найти и откопать.
Почему на маневровых светофорах применяется синий огонь?
Синий огонь маневровых светофоров, является запрещающим огнём. Его разработали специально для тех маневровых светофоров, которые стоят на главных путях станции. Если бы они горели красным огнём в поездном режиме, то сбивали бы с толку машиниста, ориентирующегося на большие поездные светофоры. То есть их сигнал, ошибочно можно было бы воспринять как запрещающий. Синий огонь не раздражает глаза и легко воспринимается логически – синий, значит маневровый, сквозному поезду он не мешает.
Чем объясняется применение конструкций мачтовых и карликовых светофоров?
Мачтовые светофоры хорошо видны из кабины машиниста, их сигнал распространяет свет на большие расстояния. Однако такие светофоры затрудняют обслуживание, из-за высоких мачт и неудобства подъёма к линзовым головкам для смены ламп. Но мачтовые светофоры применяются в широком диапазоне задач: проходные, предвходные, входные, маршрутные, выходные, повторительные, заградительные, прикрытия, групповые. Так же на проходных светофорах, на перегонах, имеются убирающиеся на замок лестницы, что препятствует подъёму посторонних лиц.
Карликовые светофоры проще обслуживать, их высота достигает не более 1.5 метра. Но их огни могут быть плохо видны из далека. Карликовые светофоры устанавливаются на запасных и прочих путях, а так же по главным путям в неправильном направлении.
Что за большой чёрный ящик подвешен у некоторых станционных светофоров, внизу под головками?
Это маршрутный указатель. Он может показывать либо номер пути на групповых светофорах, либо полоску-указатель направления по стрелочным переводам или направления перегона. Так же может показывать и буквенные символы. 
  
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Друзья сайта
Клуб железнодорожников и игр ЖД TrainSim.ru
ZDSim.com - Клуб железнодорожников
Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта
RailroadSim team - Русские дополнения для Rail Simulator, MSTS, Trainz
Мультиплееры MSTS|МСТС
Авторские смайлы стиля КОЛОБОК
MS Train Simulator: УЖД
Перекраски, фотографии и просто всякая всячина
Виртуальные поезда Росметрострой