Меню сайта
Статистика
Наша кнопка

 
Реклама:
 
Воскресенье, 15.06.2025, 11:58

ZDSimulator в СМИ

ZDSimulator в средствах массовой информации

Автор статьи и перевода: Никита Андрейчук.

Как положено любой компьютерной игре или учебному тренажёру, ZDS иногда попадает в поле зрения СМИ. Не все пользователи об этом знают, поэтому я приведу два известных случая из газет. Также выражаю благодарность Иннокентию Пушу, приславшему мне сканы газетных статей.

Статья № 1.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ «ЭЛЕКТРОННОГО БУКВАРЯ» НЕТ ГРАНИЦ.
Автор – Виктор Задворнов.
Газета – «Рабочее слово», №27 (10704), за 17-23 июля 2010 года, колонка «Инновации».


Я давно знаю Юрия Николаевича, ещё до начала его преподавательской деятельности в Киевской технической школе железнодорожного транспорта (сегодня – Центр профессионального развития персонала ЮЗЖД). Журналистские тропы сводили меня с ним и в локомотивном депо Киев-Пасс, и на Малой Юго-Западной (прим.: детской железной дороге), и в аудиториях техшколы. Сегодня же - о том, как опыт Юрия Соколова, объединённый с удачными инженерными разработками Вячеслава Усова, работающего в локомотивном депо Киев-Пассажирский, дал удивительные результаты.
Как уже сообщала газета железнодорожников, в 2006 году в кабинете тогдашней Киевской техшколы был создан тренажёр машиниста электровоза ЧС4. Тогда студент Киевского политехнического ин-та Вячеслав Усов, для которого электроника стала делом жизни, разработал и внедрил прогрессивную с точки зрения применения новых методик обучения локомотивщиков электронную программу. Благодаря её разработке и внедрению родился универсальный тренажёрный комплекс для машинистов. Шло время, Вячеслав Михайлович пришёл работать в депо Киев-Пассажирский, стал высококвалифицированным специалистом по электронике.
«Рассказ про историю создания тренажёра может занять один коротенький абзац в газете,» - уверяет Юрий Соколов. «Сначала мы получили техзадание от начальника нашей школы, Владимира Пантелеевича Никопорца. Но не только задание. Со стороны Владимира Пантелеевича всегда ощущается поддержка во всех инженерных начинаниях. Вот яркий пример: во время разработки методик проверки навыков персонала мы применяли мониторы с маленькой диагональю, но благодаря помощи со стороны начальника Центра, экран теперь имеет большую диагональ, что значительно улучшает процесс закрепления навыков и проверки знаний.
В процессе создания «электронного букваря» Ю.Соколов и В.Усов решили разделить усилия: Юрий Николаевич поначалу занимался созданием механической части тренажёра - для этого понадобились пульт управления электровозом, прибор ЭПК, отвечающий за автостоп, краны машиниста №№ 254 и 395. Чтобы внедрить в жизнь идею инженеров, коллегам пошли навстречу на Запорожском электровозоремонтном з-де (ЗЭРЗ) и в родном столичном локомотивном депо ТЧ-1. Корпус пульта тренажёра изобретатели сделали собственноручно, в мастерской Центра. Далее – сборка будущего тренажёра, проверка надёжности электронных схем и отладка работы каждого узла.
«Всё как всегда,» - улыбаются изобретатели. Однако я понимаю, каких усилий стоило энтузиастам внедрение их идей. Когда необходимое оборудование было надёжно установлено в аудитории, оба изобретателя «заставляли» электронику управлять процессом обучения курсантов Центра.
Системный блок компьютера, широкоформатная 42-дюймовая плазменная панель, акустические колонки, панель пакетных выключателей, локомотивный светофор – всё, как говорится, в натуральную величину. «Здоровье» систем – на панели приборов. Работа пневматического оборудования, скоростемера, процесс выпуска, зарядки ТМ и ПМ – всё как на ладони. Для того, чтобы каждый, кто садится за пульт тренажёра, был максимально приближен к «боевым» условиям, электроника воспроизводит «мелодии» компрессоров, вентиляторов, свисток ЭПК и даже «гамму», которую исполняют золотники кранов машиниста, к примеру - во время торможения виртуального поезда. Отметим, что тренажёр предназначен для отработки рациональных и ресурсосберегающих режимов ведения поезда, выработки у будущих машинистов навыков поведения в нештатных ситуациях.
Электроника позволяет управлять составом длиной от 15 до 24 вагонов, на участке протяжённостью 160 километров между Киевом, Фастовом и Казатином. Программой предусмотрена установка любого тормозного нажатия колодок на условные колёса.
«Как действовать в нестандартных ситуациях ? Какой алгоритм операций нужно предусмотреть ? Кто готовит
экзамены для локомотивщиков ?» - с этими вопросами я обращаюсь к Юрию Соколову.
«Как известно, главная задача машиниста,» - отвечает Юрий Николаевич – «вести поезд и по возможности, устранять неисправности. Электроника позволяет «подкидывать» сложные ситуации во время виртуального рейса, будь то излом рельса, перекрытие сигнала, включение заградительного светофора при занятости переезда, остановка на воздушном промежутке – машинисту надо преодолеть эти своеобразные препятствия. Именно тогда он научится правильно вести поезд. Автоматика среагирует даже на превышение скорости движения во время следования при жёлтом сигнале светофора».
У таких тренажёров есть ещё одно преимущество, а именно – непредвзятость: оценка действий машиниста не зависит от его состояния здоровья на конкретный момент, от знаний, от накопленного жизненного опыта, от личного отношения к машинисту со стороны преподавателя. Компьютер оценивает того, кто сдаёт экзамены только по тому, насколько его действия и результаты отвечают канонам безопасной и рациональной технологии ведения поезда. Компьютер не уговоришь, не обидишь и не обманешь. Следовательно - вещь необходимая, и не только в техшколах, но и в первую очередь, в локомотивных депо.
Во время недавнего отраслевого семинара, на который были приглашены руководители техшкол и центров подготовки персонала, готовящие кадры для «Укрзализныци», тренажёром Ю.Соколова и В.Усова заинтересовались специалисты по кадровому менеджменту со многих стальных магистралей Украины.
Это не удивительно - ведь тренажёр машиниста электровоза ЧС4 киевских изобретателей по цене обходится значительно дешевле, чем аналоги от других отечественных и зарубежных фирм.
Вот, действует реальная динамическая модель локомотива. Учитывается даже диаметр колёсной пары (задатчик диаметра КП имелся до версии 53 включительно – прим. перев.) и ступень срабатывания привода скоростемера (электроконтактного механизма – прим. перев.). Звуковое сопровождение и визуальный эффект раскачки позволяют курсанту представить себя в кабине локомотива. Необходимо проследить за поведением аппаратуры и вспомогательных электромашин, расположенных в машинном отделении ? Экрану тренажёра и это под силу. А ещё электроника тренажёра позволяет отыскивать неисправности и, при условии достаточного знания «болячек» электровоза, возобновить работу каждого электроаппарата. Быть во всеоружии позволяют программа для расшифровки скоростемерных лент и учёт расходуемой электроэнергии.
«Главное,» - сказали напоследок корреспонденту Ю.Соколов и В.Усов – «комплекс можно совершенствовать в зависимости от требований заказчика».

 
Фото 1: «Изобретатели удовлетворены – тренажёр в действии. Юрий Соколов и Вячеслав Усов в учкабинете «Оборудование пассажирских электровозов» Центра профессионального развития персонала ЮЗЖД». Фото Сергея Гука.
Фото 2: «Преподаватель Юрий Соколов проводит занятия на тренажёре с курсантом Сергеем Заверюхой.

Статья № 2.

«ПОЛСОТНИ НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЙ»
Автор – Валентин Бердута.
Газета «Магистраль».


В локомотивном депо Основа внедрён тренажёр машиниста с реальным профилем пути главного хода Харьков-Полтава.
Не успели мы проехать и километр, как кабину машиниста наполнило едким дымом. Что случилось, неужели пожар !? – «Вам двойка, и огнетушители тут не помогут: вы забыли открутить штурвал ручного тормоза», - объяснил нашу грубую ошибку инструктор л/б ТЧ Основа, Валерий Шевченко.

Не важно, что под руками не штурвал, а всего лишь клавиатура: благодаря выводу изображения на огромный монитор – создаётся целостное впечатление, что ты действительно находишься «за правым крылом» электровоза ВЛ82М. Из акустических колонок доносится размеренный шум работы электровоза, перестук колёс, а навстречу мчится нескончаемый путь - и не вымышленный, а с реальным профилем участка Харьков-Полтава. Это одно из главных тяговых плечей, обслуживаемых бригадами депо Основа. Но сначала надо отправиться от главной платформы вокзала Харьков-Пасс.
Валерий Шевченко, умело нажимающий на клавиши, имитирует действия машиниста: включает автоматы, открывает краны на токоприёмники, проверяет работу остальных узлов и аппаратов. И на мониторе мгновенно появляются картинки машинного отделения. Всё это настолько приближено к реальности, что иногда забываешь о том, что за плечами не пассажирский поезд - а учебный кабинет, уютный и оборудованный по последнему слову техники. В верхней части экрана отображается карта продольного профиля и кривые участки пути, а вагоны поезда условно обозначены длинной цепочкой из прямоугольников (прим.: в старой версии
ZDS). Также приводится информация о силе тяги, сопротивлении, тормозной силе, фактической скорости, ускорении, результирующей силе в зависимости от профиля пути - и прочие характеристики, без которых не обойтись при управлении электровозом. Таким образом машинист имеет возможность заблаговременно выучить все особенности будущего плеча обслуживания и хорошо подготовиться. Все ошибки, допущенные во время виртуальной поездки, пишутся на виртуальную скоростемерную ленту. По окончанию поездки, инструктор вместе с машинистом должны проанализировать запись с ленты.
- «Съёмка профиля данного участка сделана с помощью современной спутниковой техники,» - говорит Валерий Шевченко (прим.: укладка кривых по спутниковым снимкам). – «Их делал Вячеслав Усов, наш коллега из ТЧ-1 Киев-Пасс. Кроме того, он обеспечил не только съёмку, но и множество составляющих для учебной программы тренажёра ВЛ82М. В программу заложено аж 62 нештатных ситуаций, которые могут произойти в пути следования (не дай Бог, конечно !). Инструктор в случайном порядке вводит эти нештатки и наблюдает за действиями машиниста». Для примера, Валерий Иванович демонстрирует одну нештатку – излом рельса. Из-за невнимательности, машинист её проглядел - и виртуальная кабина завалилась на бок. По словам начальника депо Владимира Бойчука, это лишь первый этап внедрения нового учебного оборудования. Уже сейчас ведутся работы по созданию настоящего «правого крыла» электровоза: то есть, машинист будет управлять не с клавиатуры, а с настоящего пульта. Это поспособствует более эффективному обучению, поскольку овладеть клавиатурой и запомнить назначение клавиш – нелегко, это задача не на один день. А место за компьютером займёт инструктор, который будет вводить нештатки. К тому же, всё это будет выводиться не только на монитор, но и на видеопроектор, чтобы все присутствующие в кабинете могли наблюдать за действиями своего коллеги.
Кроме того, тут (прим.: в депо Основа) внедрены компьютерные программы по устройству тепловоза ЧМЭ3, по пневматике электровозов и тепловозов, ряд экзаменационных программ и тестов. Одним словом, процесс повышения квалификации машинистов - полностью компьютеризирован.
Впервые на Южной ж/д, подобный тренажёр был оборудован в электровозном депо ТЧ-2 «Харьков-Октябрь», несколько лет назад. Но в депо Основа пошли дальше, и не останавливаются на достигнутом.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта