Фото с сайта http://russianplanes.net
Ту-144 это один из самых легендарных, самых невероятных, амбициозных, красивых и крупных летательных аппаратов советской авиационной техники. Этот пассажирский "суперсоник" является высокотехнологичным продуктом своего времени, вобравший в себя самую могущественную мощь советской авиационной науки и промышленности. Поражает огромный масштаб работ по этой теме, который был развёрнут в ОКБ-156 А.Н. Туполева, начатый ещё на рубеже 60-х. В отличии от аналогичного, Европейского проекта "Конкорд", Ту-144 к сожалению не повезло. В июле 1983 года, советское руководство, решило фактически уничтожить труд огромного количества людей, выкинув Ту-144 на свалку. Программа была закрыта и осталась без государственного финансирования. Как следствие этого, были прекращены работы над силовыми установками, различными системами и оборудованием для этого самолета. Множество людей, связанных с разработкой и эксплуатацией этой машины, были вынуждены забыть о своём детище и переквалифицироваться на другие темы. Военные так же не нашли применения этому самолёту, так как было чётко и ясно одно - он создан возить пассажиров, на сверхзвуковых скоростях более 2 чисел маха.
Одна проблема была у Ту-144 - он был слишком прожорлив на топливо и не обладал той дальностью полёта, которая могла бы сделать его конкуретноспособным, по отношению к дозвуковым собратьям.
Впервые с Ту-144, я познакомился на авиасалоне МАКС-1999, когда там он был выставлен в качестве той самой летающей лаборатории, которую создали в середине 90-х, совместно с США, по программе исследования возможности СПС-2. Но на то время, интерес к этой машине, у меня был крайне слаб. Все же тогда меня, ещё совсем мальчишку, больше всего вдохновляли истребители. Поэтому я не проявлял особого интереса к Ту-144 до 2012 года. А только в 2012 году, я с удивлением обнаружил, что существует интересный документальный фильм от студии "Крылья России", под названием "Битва за сверхзвук - правда о Ту-144". Посмотрев этот фильм, постепенно, у меня проявился большой интерес к этой машине! Сначала я собрал пластмассовую модель масштаба 1.144 от ICM, затем стал искать различную литературу по этому самолёту и его силовой установке. В конечном итоге, я наткнулся на невероятно интереснейшую книгу, под названием "Правда о сверхзвуковых пассажирских самолётах", написанную самими разработчиками ОКБ Туполева! В книге очень подробно описывается этап создания этой машины, трудности с которыми сталкивались конструкторы, возможности советской авиационной промышленности и многое другое. В дополнение к этой книге, в 2015 году, вышла новая книга о Ту-144 "Туполев-144" от авторов Ригманта, Затучного и Синеокого. Некоторые из них, были авторами предидущей книги 2000 года. Книга насыщена огромным количеством различного материала, фотографий тех лет и наконец-то полностью рассекреченной катастрофой в Ле-Бурже 1973 года, над которой долгое время, витал железный занавес секретности. Кстати абсолютно глупый и абсурдный.
На этой странице, я постараюсь собрать самый интересный материал из книг по Ту-144, кое что из сети и возможно, личные рассуждения на эту тему. Надеюсь вам будет интересно!
Пассажирские перевозки на Ту-144 (статья из книги 2000 года);